Историческое сочинение.
Урок 1
|
В 2016 году впервые в ЕГЭ включено историческое сочинение. Это новый вид работы. Использование такого вида задания позволит учащемуся продемонстрировать свой уровень знаний и, при тщательной подготовке, набрать высокий балл. Поэтому следует уделить особое внимание подбору методов.
Во-первых, нам нужно понять – что представляет собой данный вид работы. Само слово – сочинение - подсказывает, что речь пойдет не об описании чего-либо, а о выражении собственных выводов и рассуждений. То есть тебе нужно будет составить текст об историческом периоде исходя из собственных умозаключений.
Становится понятным, что содержание текста будет отличаться от простого описания исторических событий, с которыми вы знакомитесь в учебниках.
В одной стороны, ты понимаешь, что сочинить что-либо об истории невозможно, так как существуют проверенные и доказанные факты. А с другой стороны, свое понимание тебе нужно раскрыть.
Чтобы выполнить поставленную задачу, тебе нужно понять, по каким критериям эксперты будут оценивать работу. Таких критериев семь. Чтобы максимально точно выполнить задание, нужно, во-первых, познакомиться с критериями, и, во-вторых, осмыслить их.
|
||||||||
|
Критерий 1 – учитывает события, явления, процессы, изложенные в сочинении. Таких событий должно быть не менее двух. Безошибочное выполнение требований позволит получить 2 первичных балла. Критерий 2 – учитывает знание исторических личностей и их роль в истории России. Также 2 балла можно получить, если задание выполнено без ошибок. Критерий 3 – проверяет понимание причинно-следственных связей. Правильно указанные связи предполагают получение 2-х баллов. Критерий 4 – рассматривает историческую оценку событий с опорой на исторические факты и мнения историков и предполагает получение 1 балла. Критерий 5 – анализирует корректное использование исторических терминов и понятий и оценивается 1 баллом. Критерий 6 – оценивает отсутствие фактических исторических ошибок. Причем выполнение данного критерия сможет увеличить ваши баллы на 2, если по 1,2,3,4 критериям набрано не менее 4-х баллов. Критерий 7 – оценивает форму изложения сочинения. В случае последовательного, связного изложения материала ученик получает 1 балл.
|
||||||||
|
Таким образом, мы познакомились с требованиями, на основании которых будут оценены сочинения. Историческое сочинение может дать вам 11 первичных баллов. Это самая высокая оценка задания, из включенных в экзамен. На первый взгляд может показаться, что выполнение такой работы - трудная и непосильная задача. Но мы убедим вас в обратном, и покажем все преимущества работы.
|
||||||||
|
Необходимыми знаниями будут: -знания событий, процессов, явлений исторического периода; -знания исторических понятий и терминов, связанные с исторической эпохой; -знания об исторических личностях, живших в указанные период. Ты видишь, что сочинение основывается на конкретной и понятной информации. |
||||||||
|
Основными умениями, необходимыми для написания сочинения будут: -умения устанавливать причинно-следственные связи, затрагивающие исторические процессы; -умение давать оценку эпохи (периода) с опорой на мнения историков и опорой на факты. Значит, опорой для сочинения станут определенные знания и умения. |
||||||||
|
Приступая к написанию сочинения, становится ясным, что без определенной системы не обойтись. Этой системой для нас станет своеобразный план. Он не похож на обычный план по литературе, а скорее напоминает рекомендации к выполнению. Они позволят максимально полно раскрыть суть исторического периода. Как правило, все эпохи рассматриваются исследователями и учеными по определенной схеме. Мы тоже используем такую схему в качестве плана.
|
||||||||
|
Во-первых, выбирая один из предложенных периодов, вы должны понимать, какое место он занимает в истории нашей страны. Это один из важных факторов выбора темы написания сочинения. Им может быть период Смуты, феодальной раздробленности, гражданской войны или построения демократического государства. Поэтому первым пунктом плана сочинения станет:
Например:
|
||||||||
|
Вы выбрали период - 1725-1762 гг. Вам известно, он называется «Эпохой дворцовых переворотов». Поэтому сочинение следует начинать с описания эпохи. Цитирую: Период 18 века, по мнению В.О. Ключевского, стал эпохой дворцовых переворотов. Смена шести монархов, борьба разных политических группировок за власть стала следствием петровских преобразований. Они привели к расколу в обществе по отношению к проводимым реформам. Дворянские группировки стремились к смягчению реформ, преследуя сословные интересы. Эти интересы подталкивали аристократию к вступлению в дворцовую борьбу, которая выражалась в поддержке или выдвижении кандидатов на престол. Именно в этот период решающую роль играет гвардия, как привилегированная часть общества, ставшая опорой переворотов. Основная масса населения была далека от политической жизни, поэтому дворянство активно принимало участие в борьбе за власть и богатство. Конечно, мы старались наиболее полно раскрыть суть происходящего. А ты можешь выразить этот же смысл по-своему, что тоже будет верным. Но при этом важно придерживаться позиции аналитика.
|
||||||||
|
Из текста понятно следующее:
И, самое главное, ты систематизируешь знания по этому периоду. |
||||||||
|
В заключении, мы предлагаем вам выбрать несколько периодов истории и постараться описать их. Такая работа позволит грамотно написать сочинение. А о том, как продолжить его мы поговорим на следующих уроках. Спасибо за внимание! |