Вторник, 17.06.2025, 03:56
Приветствую Вас Гость | RSS




Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Изучение истории и становление личности

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Историк – единственная профессия, которая позволяет быть «посредником между прошлым и настоящим». Одной из главных задач истории как науки является восстановление прошлого, исторической правды (знание того, «как это происходило на самом деле»). Однако историю изучают и для того, чтобы понять настоящее.

Вплоть до недавнего времени история в школе преподносилась под углом зрения классовой борьбы, смен форм эксплуатации человека человеком. В таком же духе готовились и будущие учителя истории. Советский человек с детства да и во время своего взрослого состояния воспитывался в духе классовой ненависти, что так же аморально, как и национальная ненависть. Безнравственно и преступно ненавидеть человека за то, что он принадлежит к другой нации или к другому классу. Будущие поколения наших школьников должны осознать, что не может быть классов-гегемонов и классов ведомых, что обществу нужны все классы. При изучении истории необходимо показать важнейшую составную часть исторического процесса – повседневную жизнь рядовых людей. У них, конечно, много общего с нами, но они были другими. У них были иные мораль, традиции, взгляды на любовь, на жизнь, на страдания.

В настоящее время произошло изменение исторического сознания в нашем обществе. После событий 1991-1992 г.г. на первый план вышли «проблема самоопределения», стремление понять, что такое Россия. В это время сформировался рынок идей, исторической литературы. И в настоящее время остро встал вопрос о формировании исторического сознания и трансформации исторического образования. В связи с этими изменениями назрела необходимость переосмысления таких понятий, как патриотизм, гражданственность на основе ценностей свободы, личности как таковой.

За последнее время в историческом образовании произошел ряд позитивных изменений: отказ от сверхидеологизации; внимание к раскрытию личностного аспекта общественного развития, показ в нем роли человека, сущности, целей и мотивов его деятельности; переход к изложению разных точек зрения на общественный процесс; увеличение в содержании образования материала по истории, традициям и культуре современных народов России; включение в содержание понятий, фактов альтернативных интерпретаций, отражающих достигнутый уровень наук о человеке и обществе; создания разнообразных программ, учебных пособий; применение различных форм учебного процесса и разнообразие спектра педагогических технологий.

Используя возможности учебного предмета, необходимо способствовать воспитанию человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимой защиты окружающей среды.

Важно формировать у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений; формировать человека интегрированного в современном общесте и нацеленного на совершенствование этого общества. Не менее важными целями являются интеграция личности в национальную и мировую культуру; реализация права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировозренческих подходов, ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности; выработка умений применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, обоснованно анализировать новые источники общественной мысли, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать свои взгляды.

Перед современной школой стоят многие вопросы, среди которых выделяются следующие: какова программа воспитания человека? Как следует ставить вопрос: воспитание человека или формирование человека? Воспитание обуславливает процесс индивидуального развития личности, а формирование – процесс выполнения целей коллектива в соответствии с его потребностями. Современное образование слабо ориентированно на развивающий характер обучения истории, имеет слабую разработку в программах отдельных курсов содержание умений школьников; а также их знаний о способах учебной деятельности. И здесь очень важна технология личного обучения. Без решения вышеназванных вопросов трудно обеспечить реализацию развивающего потенциала истории.

До сих пор остается важным отбор содержания. Именно содержание школьного курса истории должно создавать условия для формирования ценностных ориентаций личности школьника, помогать ему в решении проблемы самоиндефикации, в понимании взаимоотношений: Человек – Земля, Человек – Общество, Человек – Человек.

Таким образом, решить перечисленные проблемы в преподавании истории невозможно без целенаправленного процесса воспитания и формирования личности. Нельзя рассматривать категории обучение истории и воспитание личности обособленно, так как, выполняя только одну задачу, не представляется возможным достигнуть цели исторического образования – формирования культуры исторического мышления. Под культурой исторического мышления понимается способность школьника из потока информации выделять события на определенных обоснованиях, способность описывать события как минимум с двух точек зрения, проведение нестандартных и неочевидных исторических параллелей. И, возможно, стандартом школьного исторического образования, может стать мыслительная стратегия ученика, а не уровень сформированности его знаний и умений. Хотя данная точка зрения на сегодняшнем этапе исторического образования может быть подвергнута критике.

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенной определенными индивидуально – психологическими особенностями.

Создает человека природа, а формирует его общество. Личность характеризуется следующими особенностями:

  1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

  2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

  3. Степенью осознанности человека своего места в обществе.

  4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

  5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Человек, становясь личностью, формируется под влиянием внешних факторов. Можно считать, что одним из таких факторов является историческое образование, имеющее в своем арсенале огромный потенциал для такого влияния.

Основными факторами формирования личности являются:

А) природная среда;

Б) социальная среда;

В) деятельность.

Именно деятельность в наибольшей степени оказывает влияние на становление личности.

Деятельностью называют совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Существует три вида деятельности: игра, учение, труд.

П.Я.Гальперин выделил три этапа учения:

  1. Учебный материал рассматривается как самостоятельная ценность. Он усваивается, на дальнейшие действия с ним затруднены. Вырабатывающиеся при этом умения и навыки носят частный характер, их применение в новых условиях невозможно.

  2. Ученик усваивает не только материал, но и образцы (способы) действий с ним – правда, в готовом виде. Перенос освоенного способа на новые ситуации при этом существенно ограничен.

  3. Человек обучается не отдельным действиям, операциям, а принципам ориентации в материале. В этом случае усвоение фактических знаний – задача вторичная. Ее решение облегчается в результате понимания принципов действий, позволяющих быстро и безболезненно усваивать необходимый, конкретный материал.

В контексте изложенного выше становится ясно, что исторические понятия не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьника в результате логического выведения или построения. При этом усвоение знаний общего характера предшествует знакомству с более частным и конкретным материалом, становится основой его изучения. Следовательно, необходимо выявить исходную всеобщую связь, определяющую содержание и структуру определенного круга понятий. Эта связь воспроизводится в модели и ребенок получает возможность непосредственно ориентироваться на нее. Если предметом усвоения становятся теоретические знания, то результатом познания непременно должно явиться изменение самого ученика, его развитие, овладение новыми способами ориентации в действительности, новыми способами действия, а значит, и становление новых способностей.

Таким образом, сведение обучения к усвоению определенной суммы знаний и умений снижает ценность процесса познания и не позволяет реализовать возможности его влияния на личность.

Исследованиями ученых было установлено, что традиционное образование не обеспечивает полноценного развития большинства школьников. Это значит, что оно не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться у учащихся. Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на создание зон ближайшего развития.

Уже на начальном этапе изучения истории важно создать атмосферу, способствующую развитию интереса к изучению истории у школьников (мотивацию) (Приложение 1) . От первого урока зависит успешность обучения в будущем. Опираясь на зону актуального развития школьника и ориентируясь на зону ближайшего развития работу с учащимися можно начинать с выяснения того, что же хотят знать ученики. Учащиеся высказывают свои пожелания, которые записывают на доске. Перечень потребностей в знаниях может быть большим. Тогда учитель задает вопрос:

  • С чего следует начать изучение истории?

Этот вопрос помогает составить план изучения истории, которым будут руководствоваться ученики.

Не менее важно определить с ребятами условия совместной работы. К таким условиям относится осуществление диалога. Ребятам предлагаются разные формы ведения диалога. Обсуждая в группах варианты, учащиеся принимают определенный алгоритм. Чаще всего он включает следующие принципы:

  1. Выслушивать каждого до конца.

  2. Учитывать мнение участника диалога.

  3. Расхождение с мнением участника диалога не является поводом для ссоры.

  4. Высказывая собственное суждение, аргументируй его, ссылаясь на источники получения информации.

Данная работа помогает ученику в умении планировать учебную деятельность и учит культуре диалога между участниками образовательного процесса.

Также на первых уроках истории можно проектировать работу исходя их зоны ближайшего развития.

ПРИМЕР (из опыта работы по курсу "Истории Древнего мира", 5 класс ).

На уроке «Происхождение первобытных людей», используя групповой вид работы, предлагается учебная задача: как появился человек? В ходе обсуждения учащиеся приходят к различным вариантам:

  1. человек появился от обезьяны;

  2. человек появился из космоса;

  3. человек появился, как творение Бога.

Каждая версия обосновывается. Учащиеся делают первые ссылки на источники информации ( книги, рассказы взрослых, телевидение и т.д.) В связи с обоснованиями и ссылками на источники возникает проблема: что такое источник в исторической науке?

Дальнейшая работа будет посвящена определению понятия «источник». Учащиеся изучают это понятие, называя все значения слова. В ходе обсуждения формируется новое понятие: исторический источник. Сведения об исторических источниках учащиеся могут найти в учебниках, дополнительной литературе. Результатом данной работы является формирование представления школьников о том, что существуют различные исторические источники, что ученики используют чаще всего не сами источники, а созданную учеными литературу, которая отражает мнение только одного ученого или группы авторов. Такая работа мотивирует учащихся на стремление обосновывать свои суждения на базе исторических источников.

Для эффективной работы учеников с историческими источниками и литературой учащимся предлагается алгоритм работы:

  1. Прочитай имеющийся по данной теме материал.

  2. Запиши основные мысли каждого исторического источника, исторической литературы.

  3. Сравни их по содержанию.

  4. Подумай, какое из суждений вам кажется наиболее логичным.

Данный алгоритм следует использовать до тех пор, пока не сформируется у учащихся умение работать с информационными сведениями.

Важное место в формировании творческого мышления занимает работа над понятиями.

Уже на первых уроках истории учащиеся знакомятся с множеством новых понятий, и все они изучаются школьниками по определенной схеме. Эту схему ученики составляют на уроке коллективно, обсуждая в сравнении несколько понятий.

  1. Что означает данное понятие.

  2. Как появилось понятие.

  3. Особенности понятия.

Проектируя уроки истории, необходимо учитывать следующие этапы:

  1. Мотивация.

  2. Планирование работы на уроке.

  3. Определение проблемы урока.

  4. Работа над понятиями, необходимыми на уроке.

  5. Изучение содержания темы на основании исторических источников.

  6. Обобщение, анализ изученного материала урока.

  7. Рефлексия деятельности на уроке.

  8. Планирование работы на последующем занятии.

Аналогичные этапы работы применяются и при изучении темы.

Данные подходы в работе описываются в концепции развивающего обучения Давыдова В.В.- Эльконина Д.Б. в основе которого лежит создание зоны ближайшего развития учащихся. Сих точки зрения, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления важна, но не эффективна с точки зрения развития детей. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. Оно связано с областью объективно взаимодействующих явлений, составляющих целостную систему. Именно теоретическое мышление в полной мере реализует те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая всеобщие связи действительности.

В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В процессе ее осуществления школьник овладевает именно теоретическими знаниями. Содержание учебной деятельности отражает происходящее, становление и развитие какого-либо предмета. При этом теоретическое воспроизведение реального, конкретного как части проявления единства многообразия осуществляется движением мысли от абстрактного к конкретному.

ПРИМЕР (из опыта работы по курсу "Истории России в 18 веке", 7 класс).

Необходимым условием успешного обучения истории является осознания учащимися сущности понятия "социально-экономическая формация". Работа над формированием понятия может осуществляться в процессе выполнения такого задания:

  • Как вы понимаете, что такое социальноэкономическая формация?

На такой вопрос учащиеся затруднятся ответить, поэтому можно предложить найти ответ в словаре, либо заранее подготовить определение на доске.

Исходя из содержания определения, учащиеся отрабатывают в группах свои объяснения данного определения. Чтобы помочь детям, необходимо, опираясь на зону ближайшего развития, предложить выполнить следующее задание, способствующее рациональной учебной деятельности.

1. Запишите основные занятия населения.

2. Сгруппируйте их, обосновывая причины такой группировки.

Учащиеся определяют состав населения России, записывают основные занятия каждого сословия на общем групповом проекте. Обсуждая, чем же занимаются крепостные крестьяне в 18 веке, приходят к выводу, что на мануфактурах должен использоваться наемный труд именно крестьян, так как класс рабочих еще не сформировался, но уже в начале 18 века произошел рост мануфактур. Получая заработную плату, крепостной крестьянин имел возможность накопить определенную сумму денег, а, значит, имел возможность открыть собственную мануфактуру. Постепенно школьники приходят к выводу о том, что крепостные крестьяне могут находиться в различных условиях и их занятия также приобретают наряду со старым (выполнение барщины, работа на арендованной у феодала земле) и новый смысл ( выполнение функции рабочего либо хозяина мануфактуры).

Таким образом, при обобщении проектов от каждой группы учащиеся записывают, что же сохранилось в жизни людей, их отношениях и что появилось новое. Обсуждая каждый групповой проект, учащиеся имеют возможность проанализировать как собственные действия, так и действия товарищей. Сопоставляя собственные выводы с определением, учащиеся приходят к выводу о том, что же такое социально-экономическая формация, какие бывают социально-экономические формации, какие черты имеет феодализм и капитализм, какая социально-экономическая формация является наиболее развитой.

Данная работа дает возможность учащимся развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать в процессе организованной учебной деятельности над поставленной учебной задачей. На уроке ребятами могут использоваться различные учебники, словари, литература, исторические источники. Ученики, решая учебную задачу, самостоятельно находят необходимую информацию. Учитель становится координатором их действий, которые имеют определенную цель. На таких уроках пробуждается интерес к изучаемому предмету.

Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают с помощью учителя закономерную связь этого исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение изучаемого предмета. Затем учащиеся используют содержательные абстракции и обобщения для последовательного создания, боле частных, абстракций и объединяют их в целостном учебном предмете. В этом случае они превращают исходные мыслительные образования в понятие, которое служит в дальнейшем общим принципом их ориентации во всем многообразии фактического учебного материала.

Такой путь усвоения знаний имеет две характерные черты. Во-первых, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Во-вторых, усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий.

Ознакомление с ведущими теоретическими положениями должно быть приближено к началу изучения предмета. Факты легче усваиваются, если они изучаются соотносительно с теоретическими идеями, с их помощью группируются и систематизируются.

НАПРИМЕР. При изучении темы первый урок можно посвящать именно такой работе.

Учащиеся отрабатывают основные понятия, с которыми они будут работать. Если понятия уже встречались, то учащиеся раскрывают их самостоятельно, если же не знакомы, то работа должна быть организована по выше предложенному алгоритму.

При изучении раздела «Россия в новых исторических условиях 1900 – 1907 г.» учащиеся будут встречаться с такими понятиями: законодательный акт, церковная организация, уставы партий, программы партий, сословия, общество, судебно-следственные органы, государственный деятель, буржуазия, общественное развитие, эволюция, мировой рынок, реформа, монополизация, общественные течения, либеральное движение, радикализм, революция, имперская политика, конституционная монархия, парламентаризм, террор. В ходе отработки понятий учащиеся знакомятся с тем, что включает в себя это понятие, используя учебники, дополнительную литературу, словари, исторические источники.

После отработки понятий учителем ставятся учебные задачи:

  • Каковы особенности формирования гражданского общества в России?

  • Каковы особенности формирования индустриального общества в России?

  • В чем особенности политического облика русской буржуазии в начале ХХ века?

  • В чем особенности общественной жизни России?

  • Каковы воздействия Русско-японской войны на соотношения сил в мире и на общественно-политическую жизнь страны?

  • Каково влияние революции на общественное сознание?

Учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них – принятие учебной задачи, второе – преобразование ситуации, входящей в нее. Она нацелена на поиск генетически исходного отношения предметных условий ситуации, ориентация на которое служит всеобщим основанием последующего решения всех остальных задач. С помощью других учебных действий школьники моделируют и изучают это исходное отношение, выделяют его в частных условиях, контролируют и оценивают.

Решать поставленные задачи учащиеся смогут самостоятельно, работая в группах и используя необходимую литературу, а также предложенные учителем алгоритм работы, технологическую карту, которая сэкономит время на уроках. На таких уроках учитель становится координатором учебной деятельности учащихся.

Завершающим этапом работы станет урок, на котором учащиеся дают характеристику изученного периода истории и прогнозируют, какое влияние окажут на развитие России происходящие процессы. Этот урок показывает, насколько сформированы основные понятия у учащихся, смогли ли они решить учебные задачи и достигли ли цели, работая в таком режиме?

Развитие и становление личности – длительный процесс. Очень важно, чтобы он проходил не стихийно, а целенаправленно. Невозможно воспитывать личность только на уроках истории. Такая работа учителя необходима на всех уроках. Поэтому данная проблема может заинтересовать не только учителей истории, но и других предметов.

Вышеизложенные идеи перекликаются с идеями развивающего обучения, потому что убеждаюсь на собственном опыте, что решать задачи обучения и воспитания можно только лишь используя принципы развивающего обучения.

Следующим этапом работы над проблемой развития личности будет этап составления программы работы на принципах развивающего обучения.

Категория: Мои статьи | Добавил: ludabas (15.06.2017)
Просмотров: 394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz