Вторник, 17.06.2025, 04:10
Приветствую Вас Гость | RSS




Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Метапредметы – новая образовательная форма, которая выстраивается над предметами. Это предметы нового типа, в основе которых лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

Его принцип – рефлексивное отношение к основным организованностям мышления:

«знание»

«знак»

«проблема»

«задача»

Современные образовательные стандарты требуют от учителя такое преподавание, которое способствовало бы формированию большого числа знаний и пониманий:

  • основных фактов, процессов и явлений, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизации всемирной и отечественной истории;
  • современных версий и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • исторической обусловленности современных общественных процессов;
  • особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе.

Важным требованием к преподаванию является формирование умения:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


    Вышеперечисленные требования невозможно выполнить владея обычным набором методического инструментария. Но не только этот фактор влияем напрямую на результативность обучения.

    Успешность и качество обучения учащихся напрямую зависят от уровня развития их мышления, степени сформированности мыслительных операций. Без хорошей «работы» мыслительного аппарата невозможно продуктивное усвоение учебного материала, получение качественного образования и, как следствие, возможности свободно ориентироваться в реальной жизни. Поэтому важнейшая задача образования — создать благоприятные условия для развития многих видов и качеств мышления школьника.

    Такими видами являются: понимание и осмысление.

    Понимание как деятельность человеческого мышления позволяет раскрывать существенные свойства предметов и явлений, постигать их смысл и значение. Понимание позволяет видеть причинно-следственные связи, выражать субъективную оценку правильности принятого решения. Понимание сопровождается чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Именно понимание способствует многие учебные задачи решать легко и с интересом. На уроках истории без понимания событий, явлений, закономерностей невозможно дальнейшее продвижение учащегося в развитии.

   Осмысление направлено на анализ собственных действий, анализ содержания знания и методов познания, на самопознание. Через осмысление происходит расширение сознания. Осмысление позволяет проникнуть в суть вещей, выделить смысл, суть понятия, события, явления, по смыслу воедино связать отдельные части чего-либо, выявить причину события и спрогнозировать его последствие. Данный вид мыслительной деятельности позволяет стать ученику активным участником всех действий, происходящих на уроке.

   В итоге, применяя данные виды мыследеятельности, учащиеся находятся в учебной ситуации, вовлекаются в процесс понимания предметного материала, осознания средств собственной учебной работы и границ их возможного применения, освоения новых средств. Это определяет возможность формирования новых способностей, приводящих к освоению новых способов, новых средств работы.

    Понимание школьниками учебной информации – одно из центральных педагогических понятий. Большинство учащихся испытывает трудности именно в процессе понимания излагаемого учителем учебного материала, условий различных устных и письменных заданий, предназначенных для выполнения. А его (учебный материал) необходимо еще и осмыслить, т.е. соотнести с имеющимися знаниями и систематизировать. Без осмысления не бывает подлинного понимания и наоборот. Вне понимания и осмысления учебный процесс лишен всякого смысла и ведет лишь к бессмысленному загромождению памяти фактическими сведениями.

    В рамках метапредмета – "Знание" (Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540 с.) – формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например,

  • способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т.е. способность работать с системами знаний);
  • идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т.д.

    Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета, дети их также осваивают. Одна из них – техника "знающего незнания". Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, – это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания.

    Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия. Курс "Знающее незнание" может выстраиваться на любом предметном материале.

    В качестве примера я приведу всего один из вопросов, который можно рассматривать в рамках метапредмета "Знание”. Этот вопрос звучал так: "Что произошло в России в Смутное время в начале 17 века? Объясните смысл произошедшего события.”

    Работая по схеме полифокусного видения объекта, учащиеся восстанавливают смысл произошедшего из исторического, геополитического, конспирологического, политического и экономического фокусов. В каждом случае смысл выглядит совершенно по-разному.

  1. Так, из исторического фокуса знания (уровень хронологии) смысл выглядит как смена правящих династий, сопровождающийся борьбой за власть различных боярских группировок, попытка иностранныхгосударств Польши и Швеции оккупировать территории России.
  2. Из геополитического фокуса смысл выглядит как конфликт западноевропейской (католической) и восточноевропейской (православной) цивилизации
  3. Из конспирологического (изучение тайных замыслов) – как заговор, государственный переворот.
  4. Из политического – это передел сфер влияния как внутри России, так и в Европе.
  5. Из экономического – это попытка боярства сохранить и укрепить экономическую и финансовую систему.

    Проходя сквозь эти разные фокусы, осуществляя мыслительное конструирование объекта по законам каждого из этих фокусов, учащиеся получают возможность пережить эффект "эпистемического переодевания”: как только попадаешь в одну знаниевую позицию (надеваешь один "костюм”) – актуализируется один ряд категорий и понятий, а примериваешь на себя другую позицию – мышление начинает работать по-другому. Если смотришь на событие с позиции исторического типа знания (уровень хронологии), то оно приобретает один смысл, а если смотришь на него с позиции геополитического знания, то оно приобретает уже другой смысл (война цивилизаций).

    Тем самым учебная траектория учащихся приобретает МЕТАпредметный характер: они начинают осваивать то, что лежит над предметными действительностями и связано с метапознанием, с организацией своего собственного познавательного движения при изучении объекта.
Категория: Мои статьи | Добавил: Вилковчанка (21.12.2012)
Просмотров: 761 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz